Конспект родительского собрания «Экологическая тропа» В рамках проекта «Театр экологической сказки» в средней группе. Автор: Харитонова Светлана Михайловна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 « Теремок».
Конспект родительского собрания «Экологическая тропа» В рамках проекта «Театр экологической сказки» в средней группе.
Воспитатель 1 категории
Харитонова С.М.
Март 2016
«Я сорвал цветок, и он завял» Я поймал жука, И он умер у меня на ладони. И тогда я понял: Прикоснуться к природе Можно только сердцем»
(Словацкий поэт и мыслитель Гвездослав Павол)
Человек и природа - одно целое, неделимое. Каждый человек должен иметь определенный уровень экологической культуры, экологического сознания , формирование которых начинается детства и продолжается всю жизнь. Экологическое воспитание – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но при этом гибнет ее потомство. Разоришь гнездо – и не прилетит в него на другое лето птица, а без нее начнут погибать леса, рощи. Необходимо воспитывать в детях заботу о родной природе. Возбуждать симпатии к растениям, животным, раскрывая их повадки, образ жизни, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек, ломать ветки и разорять гнезда, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, к цветам, деревьям – ко всему, что его окружает. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им в этом помочь сохранить ее на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры. Задумайтесь, часто ли вы вместе с ребенком, смотрите интересные, познавательные фильмы о природе, о животных? А читаете ли книги Чарушина, Бианки, Лескова? Это детская классика. Это замечательные произведения, которые не оставят равнодушными детей, помогут вам в воспитании сердца ваших детей. Экологическое воспитание без сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, а потом это сделать будет крайне сложно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться всему, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. И мы с вами не имеем права упустить это время. « Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» - писал Сухомлинский. Что же в ваших силах? Как вы можете повлиять на ситуацию? А все достаточно просто и доступно. Когда вы гуляете с ребенком, объясните ему, что необходимо укрыть корни деревьев снегом зимой, чтобы они не перемерзли в морозы. Что таким образом человек помогает им выжить зимой. Работая на дачном участке, привлеките детей к уходу за огородом, поручите им выполнить доступные для них работы. Найдите минутку и уделите время ребенку. Расскажите о кустарниках, ягодах, цветах. Рассмотрите интересные объекты через лупу, поиграйте с песком, поищите забавные камешки. Когда выезжаете на пикник, отвлекитесь от разговоров с друзьями, погуляйте с ребенком, найдите интересный корешок, листочек. Обратите внимание на тишину в лесу, на то как хорошо дышится вдали от города. Ну и конечно, не забывайте о правилах поведения на природе. Не нарушайте их. Как сказал российский географ Арманд Львович(1905-1976)-«Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях». Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда следуют ему. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами допускают нерадивое отношение к ней. Иногда нам кажется. Что ребенок еще мал, что его действия неосознанны и безобидны, (когда он гоняет голубей, мучает кошку и т.д.) , но если мы проявим равнодушие или не заметим какую-то агрессию. Это станет нормой поведения в природе, а в дальнейшем нормой жизни. Недоброжелательное отношение перейдет в жестокость, не только к природе, но и к людям. Мы должны быть очень внимательны. « Растет то, что мы выращиваем в душе, таков вечный закон природы»- это слова немецкого мыслителя и писателя Гете (1749-1832). Сказочна и прекрасна природа, неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Н нельзя любить природу, не зная ее. Предлагаю вашему вниманию экологическую игру « Ромашка». На каждом лепестке записаны вопросы. Ответив на которые, или не ответив, вы сделаете вывод, каждый для себя, каковы ваши познания в области экологии. Вопросы: - Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями, личинками? ( медведь, дятел). - Какое яйцо самое прочное? ( страуса, выдерживает вес 15 кг.) -Где у кузнечика уши? (на ногах) -Самое крупное млекопитающее? (синий кит длина 33,5м. , вес 160 т.) -Кто кукует у кукушки? (самец). -Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни). -Что относится к живой природе? (человек, растения и животные,микробы, грибы). -Что такое экология? ( наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой). -Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка). -У всех насекомых 6 ног, а этого 8? ( паук). Любимое лакомство диких кабанов? (желуди). А сейчас послушайте занимательные факты из жизни животных. Если вы расскажите их детям, я думаю, они удивятся и заинтересуются этой информацией. -Чтобы сделать 1 кг. Меда пчела должна облететь 2млн. цветов. -Крокодил обладает самым сильным голосом. -Змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищу. -Крысы появились на Земле на 48 млн. лет раньше чем человек. л-У улитки около 25000 зубов. -Животное с самым большим мозгом по отношению к телу- это муравей. Я начну народную мудрость, а вы продолжите…. Сломать дерево не долго – растить годы. Много леса не губи, мало леса береги, нет леса посади. В поле свез навоз – с поля хлеба воз. Не нужна соловью золотая клетка, нужна зеленая ветка. Весной дождь растит, а осенью гноит. Весна красна цветами, а осень хлебами. Зима морозная, лето жаркое- зима снежная, лето дождливое. Через несколько лет наши с вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит будут ли они любить природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности. «Леса без птиц И земли без воды Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды». Р. Рождественский(1932-1994). А сейчас я попрошу каждого из вас произнести фразу» Мой ребенок будет бережнее относиться к природе, если я …….» и закончить ее своим вариантом. Спасибо за внимание дорогие друзья! Я от всей души желаю вам незабываемых встреч с природой, интересных и познавательных .Тем более , что в условиях нашего замечательного края это несложно.