МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 Г. ТОМСКА
«Развитие когнитивных процессов
у детей дошкольного возраста
в процессе сенсомоторной деятельности»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Клиновицкая Наталья Анатольевна
Учёными-психологами установлено, что рука развивает мозг, соответственно развитие сенсорных навыков и мелкой моторики непосредственно влияют на уровень развития умственных способностей детей.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников. Организация системы работы в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учётом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Нами разрабатывается система сенсорного развития воспитанников ДОУ; её цель — решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада на полисенсорной основе.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников;
3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
4. Повышать уровень компетентности педагогов по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Для этого в нами были организованы сенсомоторные уголки, которые предназначены главным образом:
· для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние);
· развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
· активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
· снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
· создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
· повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времён. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка.
Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты когнитивные процессы, связная речь.
За основу проводимой нами работы с детьми были взяты «Критерии сенсомоторного развития» (тест Н.О. Озерецкого). В начале учебного года была проведена стартовая диагностика по выявлению у детей различных умений и навыков, то есть определению уровня подготовленности детей к обучению. Были проанализированы сенсорные способности детей и определены уровни развития познавательных процессов.
В результате обследования были сделаны следующие выводы:
- дети обладают недостаточной самостоятельностью и бесконтрольностью поведения;
- неумением сосредоточиться на задании, трудностью восприятия словесной инструкции, которую даёт педагог;
- низким уровнем знаний об окружающем мире, неумением сделать элементарные обобщения, сравнить предметы, выделить сходства и различия, не говоря уже о более сложных мыслительных операциях;
- очень низким уровнем развития произвольной памяти;
- задержкой речевого развития (неправильное произношение звуков, скудный словарный запас, и как следствие неумение выразить свою мысль).
Общий уровень сенсомоторного развития и развития познавательных процессов составил:высокий — 14%; средний — 33%; низкий — 41%; критический — 12%.
Решение первых трёх задач напрямую зависело от успешного выполнения
последней.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
· дидактические игры с различными предметами на занятиях;
· игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
· интерактивные выставки;
· коллекционирование;
· создание поделок.
Игра — наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она вдохновляет детей мыслить и выражать свои мысли, обеспечивает целенаправленность действий, дисциплинирует ум ребёнка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Параллельно шла работа с родителями, в которой использовались разнообразные формы, обобщённые темой: «Сенсорное воспитание ребёнка в детском саду и дома»: родительские собрания, практикумы, консультации, информационные листы, тематические выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Родителям объясняли, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для них, как оформить игровой уголок дома.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей и уровень развития познавательных процессов.
В конце учебного года была проведена промежуточная диагностика по основным показателям, показавшая большой скачок в уровне развития познавательных процессов и сенсомоторного развития.
Общий уровень сенсомоторного развития и развития познавательных процессов составил: высокий — 41%; средний — 45%; низкий — 14%.
Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на уровне знаний и умений детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполненными на высоком уровне.
В результате дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, формирование самостоятельности в познавательной и практической деятельности.