Современные формы и методы обучения родителей игровой деятельности
«Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец» В.А. Сухомлинский
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Главными воспитателями своих детей. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. За последние пять лет взаимоотношения воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть такие родители, которые начитавшись информации в интернете по воспитанию ребенка, пренебрегают советами педагогов, есть и такие родители, которые считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Радует то, что большинство родителей, те, которые понимают, что именно они несут ответственность за то, чтобы их ребенок вырос счастливым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения и нести за них ответственность. Вырастить счастливого ребенка могут только счастливые и разумные родители, которые они идут на диалог с воспитателем, интересуются образовательным процессом, прислушиваются к советам педагогов, а также принимают активное участие не только в жизни группы, но и в жизни детского сада. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых форм взаимодействия ДОУ с современной семьей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Набирая новую группу в 2010 г. мы с коллегой решили активно задействовать родителей в повседневной жизни группы. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними. Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикую награждение участников выставок. Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Новоселье», «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья». Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки. Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие: 1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей. 2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. 3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение). 4. Повышение уровня компетентности родителей. Помимо традиционных форм работы МОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы: - индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семе воспитанников; - информационные буклеты; - Дни открытых дверей; - совместное проведение досугов; - мастер-классы, видеопрезентации; - праздники и развлечения, «Моя семья», «День матери», «День пожилого человека», - совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я - мальчик, я - девочка»; - вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»); - оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»; - совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность»; - театрализованные представления для родителей с участием детей «Красная Шапочка» Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого: - информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном календаре в фойе группы; - приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников; - предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. - призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. В конце года провожу собрание в форме КВН. Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей. Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни проводили «дни открытых дверей». Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе. Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” - 2 раза в год. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на «пробудительной» гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д. Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек). Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Осенняя ярмарка» - поделки из овощей и фруктов, из природного материала, «По правилам дорожного движения», «Новогодняя ёлочка», «Снеговик» др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.