Метод проектов как эффективный способ обучения английскому языку
"Всё, что я познаю, я знаю,
для чего мне это надо
и где и как я могу
эти знания применить" (Е.С. Полат)
1.Теория Согласно требованиям реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения одной из главных целей современного урока иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции , т.е. способности и готовности учащихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Успешная реализация поставленной цели требует поиска и применения новых педагогических технологий, методов, приемов и средств обучения. В условиях реализации ФГОС одной из эффективных педагогических технологий обучения иностранным языкам является метод проектов. Именно он предоставляет учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем . Основоположниками метода проектов являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Общий смысл метода проектов заключался в том, чтобы установить связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся. Учащиеся сами ставили цель, выбирали вид деятельности, посредством которой приобретались знания, и выполняли работу. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении задуманного.В 1918 г. вышла в свет статья У. Килпатрика «Метод проектов», в которой он определял это понятие как «от души выполняемый замысел». В 1905 году в России С.Т. Шацкий и его соратники предприняли первые попытки по применению метода проектов в практике преподавания. В 1920-е годы проектная технология была развивающейся системой, а к началу 1930-х годов ее популярность пошла на спад. Недостаточно продуманное и последовательное использование метода проектов привело к тому ,что 5 сентября 1931 года постановлением ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" он был запрещен и не вспоминался вплоть до середины 1980-х годов. В наше время метод проектов широко стал внедряться в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Евгении Семеновны Полат . В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы (Е.С. Полат). Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные их последствия, устанавливать причинно-следственные связи. По определению Полат Е.С. «метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.» Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект" как самостоятельно планируемой и реализуемой школьником работы, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории происхождения календаря, происхождения названий дней недели и названий английских месяцев. ;сравнение русских и английских пословиц и поговорок и т.п.); 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад об истории происхождения календаря, происхождения названий дней недели и названий английских месяцев, сравнительная таблица английских и русских пословиц с названиями животных с точки зрения их переносного значения); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола",творческих отчетов, защиты проекта, пр.). Переходя к типологии проектов, прежде всего, хотелось бы определиться с типологическими признаками. К ним относятся: 1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, и т. п.. 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 4.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный. 5.Количество участников проекта (личностные, парные, групповые); 6. Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный). Палаева Лира Ильфатовна предложила уточненную типологию проектов по иностранным языкам с учетом специфики формирования коммуникативной компетенции: I. Социокультурные: 1. Социолингвистические; 2.Культуроведческие (страноведческие): а) историко-географические; б) этнографические; в) политические; г) экономические; 3. Социальные; П. Ролево-игровые и игровые: а) воображаемые путешествия; б) имитационно-деловые; 10 в) драматические; г) имитационно-социальные.
Деятельность учителя и учащихся при выполнении любого проекта всегда подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности определенных этапов и стадий. Что касается вопроса структурирования проекта, то при обучении иностранным языкам сохраняются общие подходы, разработанные в дидактике: 1. Целеполагание. ( Начинать следует всегда с выбором темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.п.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.); 2. Планирование. (На это этапе осуществляется распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.); 3. Исследование. (Начинается самостоятельная работа участников проекта по свои индивидуальным или групповым исследовательским , творческим задачам. Постоянно проводится промежуточные обсуждения полученных данных в группах.); 4. Презентация (защита и оппонирование); 5. Коллективное обсуждение, оценка результатов. (качественная оценка проделанной работы). 2. Практика
Проект "Superstitions in the UK" – “Суеверия в жизни жителей Соединенного Королевства”
Название проекта Суеверия в жизни жителей Соединенного Королевства Доминирующая в проекте деятельность Исследовательская Предметно-содержательная область Монопроект Характер координации проекта Открытый Характер контактов На уровне класса, города Количество участников проекта индивидуальный Продолжительность выполнения проекта 1 месяц Тип проекта Социокультурный: культуроведческий 1. Целеполагание В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения английскому языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Например, учебник УМК "Spotlight 9" авторов Н. И. Быковой, Д. Дули, М. В. Поспеловой, В. Эванс предлагает тему "Superstitions" . Тематика связана с историей , культурой и традициями Соединенного Королевства. Конечной целью данного проекта было выяснить насколько жители Соединенного Королевства суеверны. В ходе исследования выдвигалась гипотеза: уровень суеверности жителей Соединенного Королевства зависит от возрастных особенностей и гендерной принадлежности. 2. Планирование На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, а также необходимо подготовить проведение проекта :
разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
обсудить методы исследования;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
3. Исследовательская деятельность Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования. Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. В работе над проектом "Superstitions in the UK" на начальных этапах учащиеся знакомились с историей и причинами возникновения суеверий , составляли таблицы самых распространенных английских суеверий (см. Таблицу ). Таблица English Russian 1. Saying "touch wood" or actually touching wood 2. Saying "fingers crossed" 3. Avoiding walking under a ladder 4. Break a mirror 5. Being superstitious about number 13 6.Carrying a lucky charm or object 1.Постучать по дереву 2. Скрестить пальцы 3. Ходить под лестницей 4. Разбить зеркало 5. Номер 3 6. Носить талисман С целью проведения социологического опроса среди жителей Соединенного Королевства для определения уровня суеверности и его зависимости от гендерной принадлежности и возрастных особенностей учащиеся составляли анкету, регистрировались на сайте www.interpals. С помощью интернета осуществлялся поиск английских школ, в которые направлялись письма с просьбой о проведении данного опроса. В ходе исследования было выяснено много интересного. Например, в современном мире человек продолжает создавать "индивидуальные" суеверия. Один из респондентов указал :"Если что-то плохое происходит со мной, я обычно виню тот предмет, который надет на мне, например, сережки и т.д. Затем я просто не надеваю его снова". В данном опросе приняло участие 89 человек. В ходе опроса было установлено, что женщины более суеверны (54%), чем мужчины (51%) . Опрос также показал, что представители молодого поколения менее суеверны(32%), чем взрослые люди (73%). В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. 4. Презентация. На данном этапе работы в рамках проектной деятельности учащиеся работали собственно над техническим выполнением проекта. Они сами набирали тексты собранных данных на компьютере, совершенствовали навыки работы на компьютере, осваивали использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. Затем учащиеся представляли свои работы друг другу, а также учащимся других классов. Таким образом, совершенствовались навыки публичного выступления. 5. Коллективное обсуждение, оценка результатов. На этапе обсуждения учащиеся обменивались своими успехами и неудачами, осуществлялась самооценка и оценка результатов. Лучшая работа приняла участие в научно-практической конференции "Шаг в науку". Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Применение проектной деятельности на уроках английского языка способствует: развитию творческих способностей; приобщению к конкретным жизненно важным проблемам ; развитию логического мышления; объединению полученных в ходе учебного процесса знаний Список литературы: 1. Килпатрик, В.Х. Основы метода/ В.Килпатрик. - М.-Л.; Госиздат, 1928. - 115с. 2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. Полат. - М.; ACADEMA, 2002.- 272с. 3. Палаева, Л.И.Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на примере английского языка): дис. ... канд. пед. наук/Л.И. Палаева.- М.; МГОУ, 2005.- 239 с.