ПЛАН – КОНСПЕКТ
Уроков по теме:
«Композитор С.В.Рахманинов
Концерт №2 для фортепиано с оркестром»
Учителя музыки
гимназии №13
Т.С.Савиной
г.Одинцово
Московская область
«…Он пел Россию
от земли до неба,
Он пел Россию
трепетом всех пальцев,
Её дожди,
Крыльцо под белым снегом
И осень рыжую
С кочующим багрянцем…»
(Майя Румянцева)
Эти слова поэтессы Майи Румянцевой обращены к творческому великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Во втором фортепианном концерте Рахманинов воспевает Россию. Музыка этого произведения пробуждает в сердцах юных слушателей любовь к Родине – чувство, которое укрепляет дух, придает силу и уверенность, зовет к совершению благородных поступков на благо Отечества. «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству» (Ж. – Ж.Руссо)
Урок №1
С.В.Рахманинов. Концерт №2 для Фортепиано с оркестром. Часть первая.
«О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам.
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, сто бессмертным быть!»
(Игорь Северянин. «Запевка».)
(Звучит тема главной партии первой части концерта №2. Вход детей в класс.)
Учитель: Как звучала музыка?
Дети: Величественно, серьезно, сурово, задушевно.
Учитель: Какие средства выразительности использовал композитор для достижения подобного звучания?
Дети: Песенную мелодию, средний темп, минорный лад, ровный ритм,
громкую динамику.
Учитель: Эта красивая, широкая, певучая тема развертывается из простейшей секундовой интонации. С усилием отталкиваясь от тонического устоя, она «завоевывает» сначала нижнюю пятую степень лада, а затем верхнюю третью ступень, очерчивая звукоряд, типичный для многих русских народных песен. От народной песни идут такие качества, как широта и плавность дыхания, ритмическая ровность, большая роль постепенного движения.
(Пропевапие мелодии вокализом по нотам, написанным на доске.)
Нотный пример №1
Учитель: Подобно властной птице эта величавая тема парит поверх беспокойно бурлящего аккомпанемента фортепиано. Какой образ она воплощает? Ответить на этот вопрос нам помогут вступительные аккорды фортепиано. Звучание какого музыкального инструмента они напоминают?
(Звучит вступление к главной партии)
Дети: Колокола.
Учитель: Колокола на Руси являлись знаком, символом значительного события. И в гражданской, и в церковной жизни они возвещали об этом важном для всех событии и призывали людей к единению. Значит, музыкальная тема, звучащая после вступления, воплощает образ одного человека или образ народа?
Дети: Образ народа.
Учитель: В какой стране живет этот народ?
Дети: В России.
Учитель: Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов создавал свой Концерт №2 для фортепиано с оркестром на заре XX столетия, когда широкие круги русского общества были охвачены настроением радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового.
Из высказывания друга С.В.Рахманинова - композитора Николая Карловича Метнера:
«Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только
тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская, каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия».
(Звучит вступление и тема главной партии)
Учитель: Вторая тема расскажет нам о герое произведения. Какой он?
(Звучит тема побочной партии.)
Дети: Он добрый, нежный, любящий, счастливый.
Учитель: Нравится он вам?
Дети: Да.
Учитель: Какая мелодия раскрывает образ героя?
Дети: Песенная.
Учитель: В каком ладу она развивается?
Дети: В мажоре.
Учитель: У какого инструмента звучит она?
Дети: Фортепиано.
Учитель: Легко и стремительно взлетая на октаву, мелодия в первых двух тактах охватывает весь свой диапазон и в дальнейшем парит в очерченном пространстве, чередуя нисходящее движение с небольшими короткими подъемами.
(Пропевание мелодии по нотам, написанным заранее на доске.)
Нотный пример №2.
Учитель: И опять нас восхищает бесконечность, широта, певучесть, гибкость мелодии. Как выразился музыковед и композитор Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия Рахманинова всегда стелется, как тропа в полях. В его музыке - мелодии дали». Эти бескрайние дали характерны для тех мест, где родился С.В.Рахманинов и прожил первые десять лет своей жизни.
Родина Рахманинова - Новгородский край. К югу от Ильмень-озера в усадьбе Семеново Старорусского уезда. 20 марта 1873 года родился будущий композитор. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду, которому было более 400 лет. Основатель рода был выходец из династии молдавских господарей Драгош - Иван Вечин, обосновавшийся в Москве в конце XV века. Его второго сына Василия за радушие и хлебосольство прозвали «Рахманином», что и определило фамилию всего рода.
С.В.Рахманинов сочинял произведение в имении родственников Сатиных - селе Ивановка Тамбовской губернии. В своих «Воспоминаниях о России», записанных в 1931 году, он говорит:
«Туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положи руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь... Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря - там не было. Имение это было степное, а степь - это же море без конца и края, где вместо воды сплошные поля ржи, пшеницы, овса и т.д., от горизонта до горизонта.
Часто хвалят морской воздух, но если бы вы знали, насколько лучше
степной воздух с ароматом земли и всего растущего и цветущего».
Что такое концерт?
Дети: Концерт это цикл из трех частей для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Солирующим инструментом является фортепиано.
Учитель: Сколько музыкальных тем лежат в основе первой части концерта?
Дети: Две темы.
.
Учитель: Какой образ олицетворяет первая тема?
Дети: Образ России.
Учитель: Какой образ воплощает вторая тема?
Дети: Образ героя произведения.
Учитель: Россия и ее гражданин. Темы, воплощающие эти образы, по характеру звучания сходны или контрастны?
Дети: Контрастны.
Учитель: Как называется музыкальная форма, в которой темы вначале излагаются, затем развиваются и повторяются?
Дети: Сонатная форма.
Учитель: Нам предстоит выяснить, какие новые черты приобретают темы в своем развитии и определить образ, наиболее значимый по смыслу в драматургии первой части концерта.
(Чтение «Запевки» Игоря Северянина)
(Звучит первая часть Концерта №2)
Учитель: Получили вы эстетическое наслаждение от восприятия музыки?
Дети: Да.
Учитель: Как звучала тема России в разработке?
Дети: Более напряженно и тревожно.
Учитель: Какая тема звучала в момент кульминации?
Дети: Тема России.
Учитель: Какие новые черты она приобрела?
Дети: Торжественность.
Учитель: Какое свойство музыки наряду с песенностью использовал композитор для создания торжественности звучания?
Дети: Маршевость. Тема звучит у всего оркестра.
Учитель: Наше Отечество воспевают в своих творениях не только композиторы, но и художники, поэты.
(Ученица читает стихотворение В. Ф.Бокова)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
Учитель: Как относятся к Родине композитор С.В.Рахманинов и поэт В. Ф. Боков?
Дети: Они любят ее.
Учитель: Каким чувством к Родине наполнились наши сердца?
Дети: Любовью.
Учитель: Это чувство мы можем выразить в песне С. Туликова на слова О. Милявского «Любите Россию».
(Песня С. Туликова на стихи О.Милявского «Любите Россию» - знакомство и разучивание.)
(Звучит вступление и тема главной партии первой части Концерта №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Выход детей из класса).
УРОК №2
С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Часть вторая.
«В каждом русском есть тяга к земле, … какое – то стремление к покою, к тишине, к любованию природой, среди которой он живет, и отчасти стремление к замкнутости, одиночеству… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…»
(Сергей Рахманинов)
(Звучит основная тема второй части Концерта №2. Вход детей в класс).
Учитель: Как звучала основная тема второй части Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова?
Дети: Спокойно, задумчиво, поэтично, нежно, ласково, задушевно, возвышенно.
Учитель: Что же так успокоило и возвысило душу героя произведения? Чем он любуется?
Дети: Герой любуется красотой природы.
Учитель: Второй концерт, как вы помните, С.В.Рахманинов сочинял в Ивановке, тамбовском имении родственников Сатиных. Украшением имения являлся старый парк с разросшимися деревьями. В нем было несколько аллей: вязовая, кленовая, тополевая. Кусты сирени росли вокруг дома, между деревьями. Старый и молодой сад славились обилием груш, слив, черешен, яблонь. Вблизи пруда, в окружении роз располагалась чайная беседка.
Сюда впервые приехал юный Сергей Рахманинов весной 1890 года. Жизнь в Ивановке оставила глубокий след в душе Сергея. Здесь он чувствовал себя свободно и непринужденно. С ним быстро подружились дети Сатиных – Наташа, Соня, Александр, Володя. Часы отдыха Сергей чаще проводил с сестрами Скалон. Прогулки по тенистому парку, сбор фруктов, катание на лодках, вылазки на лошадях к соседям – помещикам, разговоры в лунные вечера на охапках ароматного сена о земной жизни и вселенной, слушание песен, доносившихся из деревни, споры об искусстве…
Еще прекраснее казался окружающий мир, радостнее шла подготовка к выпускному экзамену по фортепиано в консерватории, настойчивее просились на музыку ивановские впечатления.
(Звучит основная тема второй части Концерта №2)
Учитель: Итак, на душе у героя легко и спокойно. Эти эмоции выражает мелодия, первые четыре такта которой имеют сходство с началом второй темы из первой части. Она взлетает наверх не так легко и стремительно. После активного восходящего хода с последующим повышением на полутон второго звука в мелодии происходит нисходящее развитие. Затем она словно застывает на одном уровне. Многократное возвращение к третьей ступени лаза создает впечатление плавного парения.
(Пропевание мелодии по нотам, написанным доске)
Нотный пример №3
Учитель: Какое жанровое свойство имеет мелодия?
Дети: Песенность.
Учитель: В мажоре или миноре она звучит?
Дети: В мажоре.
Учитель: В каком темпе происходит высказывание музыкальной мысли?
Дети: В медленном темпе.
Учитель: Какие инструменты исполняют мелодию?
Дети: Деревянные духовые
Учитель: Да, сначала тему излагает флейта, позже кларнет на фоне фигураций фортепиано. Затем роли меняются и тема звучит у фортепиано на фоне фигураций кларнета. Красивые смены гармоний в оркестре создают ощущение полноты лирического переживания.
Из письма С.В.Рахманинова:
«Что такое музыка? Это тихая лунная ночь; Это отдаленный вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идет к сердцу; Это любовь!
Сестра музыки это поэзия, а мать её – грусть!»
(Звучит второе произведение темы второй части Концерта №2)
Учитель: В апреле 1902 года Рахманинов женился на Натальи Александровне Сатиной. Отныне его жизнь теснее связывается с Ивановкой. Теперь он почти каждое лето приезжает сюда. С годами привязанность композитора к Ивановке становится сильнее.
Из воспоминаний Софьи Александровны Сатиной:
«Рахманинов, который раннее детство провел в совершенно другой обстановке, среди красот русского севера, сначала несколько тяготился кажущимся однообразием степей и полей. Но мало – помалу он полюбил безграничный просмотр и ширь полей, их чистый, несравнимый аромат и приволье. Он понемногу заинтересовался, а потом даже сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободное время от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдал за ходом работ. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с большими садами и службами».
Ивановка для Рахманинова являлось желанным местом отдыха, работы и вдохновения: «…Здесь все спокойно и тихо… И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично, а внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы…»
(Звучит основная тема второй части Концерта №2)
Учитель: Вторая часть Концерта основана на одной теме. Какое внутреннее состояние героя она рассказывает?
Дети: Спокойствие, задумчивость, умиротворенность.
Учитель: Два проведения темы составляют первый раздел музыкальной формы. Во втором разделе спокойный образ приобретает новые черты. Эти новые черты несет в себе развитие основной темы, которое представляет собой две волны нарастания звучности с яркими кульминациями. Далее развернутое построение у солирующего фортепиано (каденция) приводит к третьему разделу – репризе, в которой основная тема повторяется.
В какой музыкальной форме излагается содержание второй части Концерта?
Дети: В трехчастной форме.
Учитель: При восприятии второй части Концерта нам предстоит определить, какие новые черты приобретает образ в своем развитии и повторении.
(Учитель читает эпиграф урока – высказывание С.В.Рахманинова)
(Звучит вторая часть Концерта №2)
Учитель: Понравилось вам прозвучавшая музыка?
Дети: Да.
Учитель: Какие новые черты приобрел спокойный образ в своем развитии?
Дети: Тревожность, взволнованность, торжественность, ликование.
Учитель: Как звучала основная тема при повторении, в репризе?
Дети: Радостно, восторженно, вдохновенно, с любовью.
Учитель: Герой в восторге от красоты мира. Может любоваться красотой окружающегося мира человек, не обладающий внутренней, духовной красотой?
Дети: Нет, не может.
Учитель: Значит, внутренний мир героя красив?
Дети: Да.
Учитель: Что же тогда воспевает композитор во второй части Концерта?
Дети: Красоту внутреннего мира человека.
Учитель: Духовной красотой обладают и герои многих литературных произведений. Например, Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»:
« - Нет, ты посмотри, что за луна…!
Ах, какая прелесть! Ты поди сюда.
Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь?
Так бы вот села на корточки, вот так,
подхватила бы себя под коленки – и
полетела бы … Вот так!»
(Ученица читает стихотворение Юлии Софроновой)
«Музыка ночная»
Звучала музыка ночная
великолепной тишиной.
Глядели звезды, не мигая,
даруя ласковый покой.
Бессонница преображала
сознанье, спутанное днем.
И темнота воспламеняла
мой мозг таинственным огнем.
Ночь проходила постепенно –
всему означен точный срок.
Но ощущенье вселенной
раскрыло сердце, как цветок.
(Песня С.Туликова на стихи О.Милявского «Любите Россию» - продолжение работы)
(Звучит тема второй части Концерта №2.
Выход детей из класса)
УРОК №3
С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Финал.
«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это склад моего характера, и потому это русская музыка. Я никогда не старался насильно писать именно русскую музыку или музыку еще какого – либо рода… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце: любовь, горечь, печаль, религиозное настроение – все это составляет содержание моей музыки.»
(Звучит вступление и тема главной партии финала Концерта №2. Вход детей в класс).
Учитель: Мы слушали вступление и первую тему заключительной части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Как звучала музыка?
Дети: Сильно, твердо, мужественно, энергично, призывно, радостно, празднично.
Учитель: В мощном звучании фортепиано словно воплотился голос России, воспевающий силу, красоту, духовное величие её народа, призывающий к единению торжественными звонами колоколов.
(Звучит вступление и тема главной партии)
Учитель: Вся история нашего народа отмечена величием борьбы за свое самоутверждение. И в этой борьбе идея единства Руси была самой важной и действенной, потому что в единении и сплоченности русский человек осознал свою силу.
Идее братолюбия и единения русских людей отвечали колокольные звоны. Колокола сзывали народ на вече, набатом предупреждали об опасности, поднимали на борьбу, перезвонами встречами в храмах.
«Колокольность» вошла в русскую музыку из жизни. Звон колоколов Рахманинов слышал с детства, когда сопровождал свою бабушку С.А. Бутакову на богомолье в храмы Новгорода и Петербурга. В памяти композитора отложились и колокольные перезвоны, несшиеся над золочеными куполами великолепных соборов Москвы и скромными звонницами деревенских церквей.
Но, может быть, особенно волновала его сердце музыка вязовских колоколов, с которой тесно связаны многие события личной жизни Рахманинова в Ивановке: первое лето 1890 года в деревне, позже крестины его дочерей, пожар в имении, смерть и похороны отца…
Что это за вязовские колокола? Недалеко от тамбовского села Ивановка в степном поселке Вязовка стояла Покровская церковь. Достопримечательностью церкви были колокола.
Главный из них занимал место в середине звонницы. Сплав, из которого он был отлит, содержал много серебра, что придавало звону силу, величие и уникальный тембр. Голос великана был слышен в округе за двадцать пять верст.
(Звучит вступление и тема главной партии Концерта №2)
Учитель: В мелодическом и ритмическом рисунке темы есть элементы, общие с суровой начальной темой концерта. Эта связь не всегда улавливается сразу, по первому впечатлению.
(Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске.
Нотный пример №4)
Учитель: какие жанровые свойства имеет эта ритмически упругая тема?
Дети: Маршевость и танцевальность.
Учитель: В мажоре или миноре организованы здесь звуки по высоте?
Дети: В миноре.
Учитель: После всеобщего праздничного ликования мы слышим голос героя произведения. Как он звучит?
(Звучит тема побочной партии финала Концерта №2)
Дети: Он звучит светло, ласково, задушевно, приветливо, вдохновенно, с любовью.
Учитель: Любит герой Россию, её народ?
Дети: Да.
Учитель: Чувства и эмоции героя выражает прежде всего мелодия. Она излагается у фортепиано или в оркестре?
Дети: В оркестре.
Учитель: Эта певучая мелодия не только интонационно близка лирической теме из первой части, но и полностью вобрала в себя её начальную фразу. Только здесь эта фраза звучит ближе к концу темы, образуя её кульминацию. В каком ладу звучит вторая тема?
Дети: В мажоре.
(Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске).
Нотный пример №5
Учитель: Из воспоминаний Карандеева Вячеслава Евгеньевича, неоднократно встречавшегося с С.В.Рахманиновым на тамбовской земле:
«Вечером сидели на балконе за чаем. Где – то вдали послышалось стройное пение женских голосов. Глаза Рахманинова заблестели, на лице застыла добрая улыбка, и он весь превратился в слух. Остальные тоже молчали, слушая приятную старинную народную мелодию…
Песня кончилась, а мы все еще сидели под её впечатлением. Первым заговорил Сергей Васильевич с необычайной теплотой и восхищением:
- Подумать только, после тяжелой физической пятнадцатичасовой работы на молотилке и подкрепления незатейливым ужином люди могут еще петь и даже плясать. Насколько же вынослив, жизнерадостен и музыкален наш народ!»
(Звучит второе проведение темы побочной партии)
Учитель: Финал второго концерта для фортепиано с оркестром основан на двух темах. По характеру звучания темы сходны или контрастны?
Дети: Контрастны.
Учитель: Образ какой страны воспевает первая тема?
Дети: России.
Учитель: К чему призывает нас своими радостными звонами голос Родины?
Дети: К единению, дружбе, сплоченности.
Учитель: Какой образ раскрывает вторая тема?
Дети: Образ лирического героя.
Учитель: Что вы можете о нем сказать?
Дети: Он радуется жизни и любит Россию.
Учитель: Изложение двух тем составляет первый раздел музыкальной формы финала. Во втором разделе будет развиваться тема, в которой больше энергии движения, тема России. Две волны нарастания в развитии этой темы приводят к вершине, которая совпадает с началом третьего раздела формы – репризы. Начало репризы, где темы повторяются, нам следует отметить поднятием руки.
В какой музыкальной форме излагается содержание финала Концерта?
Дети: В сонатной форме.
Учитель: При восприятии музыки финала нам предстоит определить, какие новые черты приобретут образы в своем развитии, какой образ утвердится в коде – заключительном построении финала, выражающем главную идею произведения.
(Чтение эпиграфа урока – высказывания С.В.Рахманинова)
(Звучит третья часть Концерта №2 С.В.Рахманинова)
Учитель: Понравилась вам музыка?
Дети: Да.
Учитель: Какие новые черты приобрел образ России в своем развитии?
Дети: Мужественность, силу, энергичность, легкость, устремленность.
Учитель: Какие черты этого образы утверждаются в репризе?
Дети: Праздничность, активность.
Учитель: Как звучала лирическая тема в завершении финала?
Дети: Торжественно, ликующе, величественно, восторженно.
Учитель: Какими бы словами выразил композитор главную мысль финала?
Дети: «Я люблю Россию». «Я счастлив, что живу в России»
Учитель: Созвучные чувства любви к Родине воспевает поэт Николай Михайлович Рубцов.
(Ученица читает стихотворение Н.М.Рубцова)
Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле – по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной.
И ликовал под ливнями и зноем!...
Учитель: А мы свою любовь к Родине может выразить в песне.
(Дети исполняют песню С.Туликова на слова О.Милявского «Любите Россию»)
(Звучит вступление и тема главной партии финала Концерта№2
Выход детей из класса).
Список используемой литературы:
1. Кельдыш Ю. «Рахманинов и его время». Москва 1973 год
2. Соколока О.И. «Сергей Васильевич Рахманинов». Москва 1983 год
3. Калашников Д.В., Казьмин О.А. «В Ивановку я всегда стремился…» Сергей Рахманинов на тамбовской земле. Воронеж 2003 год
4. «Русская музыкальная литература». Выпуск четвертый. Ленинград 1985 год