Электронный портал "XXI Век"

Обобщение опыта работы с одарёнными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Автор: Филиппова Альбина Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 153»

Кировского района г. Казани

Обобщение опыта работы с одарёнными детьми

на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Филиппова Альбина Анатольевна

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 153»

Кировского района г. Казани



Одарённые дети и диагностика одарённости.

Одним из основных пунктов деятельности учителя является работа с одарёнными детьми. Термин «одарённый» предполагает наличие высокого уровня способностей, таланта в той или иной области, некой исключительности.

Было бы ошибкой называть одарёнными только отличников. Опыт работы в школе показывает, что ребёнок может совершенно не разбираться в математике, и при этом иметь невероятные способности к языкам. Пару лет назад на просторах интернета появилась статья некого директора школы, обращённая к родителям будущих выпускников перед сдачей ЕГЭ: «….Но, пожалуйста, помните: среди учеников на этом экзамене будет художник, которому нет нужды понимать математику. Будет предприниматель, для которого не так важна история или литература. Музыкант, которому не понадобится химия. Спортсмен, для которого физкультура важнее физики….»

Задача педагога – разглядеть и раскрыть в ребёнке этот потенциал, помочь в достижении успеха. В этой связи, уместно применение диагностики одарённости, которая помогает определить круг интересов и личностных потребностей.

Данная диагностика предполагает не только проявление фантазии и воображения, но и развитие словарного запаса, определение уровня владения языком, наличие творческих способностей, что в целом позволяет говорить о лингвистической одарённости ребёнка. Важным критерием диагностики является то, что нет ни правильных ни неправильных ответов. Вот некоторые примеры:

1. What happened /What happens next – Что произошло/Что случится дальше. Даётся картинка с изображением какой-либо ситуации. Перед обучающими стоит задача определить предшествующие, либо ожидаемые события. Задание может быть преобразовано по типу игры «Снежный ком», когда ребята вместе сочиняют ситуацию, добавляя по одной фразе.

2. Impossible situation. Ребята сами придумывают невероятную ситуацию, зачастую смешную и нелепую. Важно наличие проблемы. Задача: найти три выхода из данной ситуации, проявить оригинальность, использовать воображение. Ex. One morning you wake up in your bed and find an elephant in your apartment ( Однажды утром вы просыпаетесь в своей постели и обнаруживаете в своей квартире слона). Ваше решение, например:

· Offer him a cup of coffee – предложить ему чашечку кофе.

Возможна следующая вариация – даются 3-5 слов разных частей речи, с помощью которых нужно составить свой ответ.

3. Just listen and draw. У каждого ребенка на столе лежат альбомный лист и цветные карандаши. Зачитывается ситуация, с использованием мельчайших подробностей, описанием деталей и тонкостей. Задача ребёнка – изобразить всё, что он услышал на бумаге. В конце задания ребята вывешивают свои рисунки на доске и сверяются.

4. Find the extra word. Дается цепочка слов, в которой одно слово является лишним. Ребенку предлагается найти это слово и подчеркнуть, January, August, Tuesday, July, June.

5. Opposite person. Ребята получают текст с описанием какого-либо человека. Задача – поменять все прилагательные на противоположные значения, т.е. записать антонимы. He was very polite person – he was very rude.

Формы работы.

Кроме диагностики, мои занятия с одаренными детьми включают в себя следующие формы работы:

· Индивидуальные и групповые консультативные занятия по отдельному списку тем. Составление индивидуального образовательного маршрута. Обычно эта форма работы применяется при подготовке к олимпиадам в I и III четверти.

· Speaking club для ребят 5-6 классов для языковой практики, эффективного межличностного общения и пополнения словарного запаса.

· Онлайн встречи на платформах ZOOM, Gogle classroom с целью языковой практики, а также как один из этапов проектной деятельности и подготовки к олимпиадам. Учитывая, что обучение в школе проходит в 2 смены, данные площадки помогают осуществлять встречи в любое время даже из дома.

· Работа с интерактивной тетрадью на уроке английского языка (более широко применяется в начальной школе).

· Викторины и квизы по языку с применением Google-forms с целью расширения лингвистического кругозора, а также внедрения цифровых и интерактивных технологий для повышения качества образования.

· Организация участия в олимпиадах, начиная с классного этапа с целью систематизации знаний и определения круга тем для дальнейшей работы.

· Работа с проектами по интересующим темам, составление базы данных учащихся с высоким уровнем познавательных способностей. Написание списка рекомендаций по составлению, оформлению и защите исследовательских и проектных работ.

· Организация участия в научно-практических конференциях районного, городского и республиканского этапов.

Примеры успешной работы с одарёнными детьми.

Ученица 3 класса Шайдуллина Элина стала призёром XII городской научно-исследовательской конференции имени Д.С. Лихачёва по английскому языку. Естественно, в силу возраста, лишь часть работы была представлена на английском, защита проходила на 80 % на русском языке, но мероприятия подобного уровня учат не бояться сделать ошибку и уверенно выступать на публике. Работа Элины была напечатана в сборнике работ учащихся – участников конференции.

Ученица 4 класса Ибрагимова Эльмира на следующий год также стала призёром XIII городской научно-исследовательской конференции имени Д.С. Лихачёва, заработав диплом III степени в аналогичной номинации и получив хорошие отзывы жюри. Стоит отметить, что Эльмира часто принимает участие в конференциях различного уровня не только по английскому языку, но и по другим предметам.

Ученица 4 класса Звертовская Софья представляла свою школу на районном этапе городского конкурса «Ученик года - 2019» и стала победителем в номинации «За волю к победе». В составе вокального ансамбля, Софья исполняла песню «Try everything». Песни не только помогают развивать творческий потенциал, но и активизируют интерес учащихся к культуре изучаемого языка. В составе коллектива ребенок не боится публичных выступлений, отсутствуют психологические барьеры, повышается мотивация к изучению языка.

Начиная с 4 класса ученицы Власова Полина и Васильева Олеся (сейчас это ученицы 6 класса) ежегодно являются призёрами и победителями республиканских очных олимпиад «Эрудит» и «Учу английский», организованных Республиканским олимпиадным центром. Работа с этими ученицами продолжается на протяжении всего учебного года, с ними ведутся индивидуальные и групповые консультации, организуется их участие в школьном этапе олимпиад, оформление портфолио. Они являются постоянными участницами разговорного клуба.

Власова Полина:

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Эрудит», диплом победителя, 4 класс

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Учу английский», диплом призёра, 5 класс

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Эрудит», диплом призёра, 6 класс

Васильева Олеся:

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Эрудит», диплом призёра, 4 класс

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Учу английский», диплом победителя, 5 класс

· Республиканская олимпиада по английскому языку для школьников 2-6 классов «Эрудит», диплом призёра, 6 класс

В этом учебном году к Полине и Олесе присоединились еще два ученика из 6 класса. Уже в 5 классе на протяжении всего учебного года при организации дифференцированного обучения ребята получали задания повышенного уровня. В прошлом учебном году они прошли диагностику, начали подготовку с посещения групповых консультаций по предмету, пробовали свои силы в школьном этапе всероссийских олимпиад, и в этом году впервые были заявлены на участие в республиканской олимпиаде «Эрудит» по английскому языку.

Миронова Кира ученица 4 класса впервые попробовала свои силы на республиканской олимпиаде «Эрудит», набрала 65 % от общей суммы баллов. Отличная возможность увидеть свои слабые стороны и определить дальнейшие этапы работы.

Коллектив ребят 6 класса принимал участие в конкурсе видеороликов на английском языке «Их именами названы улицы» и занял 3 место. Велась работа с правильным произношением и постановке интонации. Ребята творчески подошли к заданию и принимали участие в монтаже фильма, получив дополнительные баллы за оригинальность.

Эти и другие одарённые ребята принимают активное участие в предметных неделях, организованных на базе школы, играх по станциям для обучающихся начальной школы ( в качестве ведущих), например, Treasure Hunting, творческих уроках к праздникам Halloween, St. Valentine’s Day, Christmas.

При организации дифференцированного обучения на уроке, более мотивированные ребята получают возможность пройти интернет-олимпиады с моментальным результатом по теме урока. Такие олимпиады являются ярким примером возможности пополнения детского портфолио. А также эти одарённые ребята осуществляют посильную помощь слабоуспевающим ученикам.

Все ребята имеют возможность попробовать себя в конкурсах по английскому языку «Junior Jack» и «British Bulldog», показывая при этом неплохие результаты.

Безусловно, для детей школьного возраста очень важен момент признания их успехов и достижений. Поэтому выставки творческих работ, публичное награждение дипломами и грамотами, освещение в социальных сетях и школьной газете, награждение грамотами за активное участие в жизни школы и класса, награждение благодарственными письмами родителей имеют место быть и являются неотъемлемой частью работы с мотивацией к изучению иностранного языка.
Made on
Tilda