Экологический театр - средство развития воображения. Автор статьи: Харитонова Светлана Михайловна
Один из важных вопросов педагогики и психологии - это вопрос о творчестве детей, о развитии творческого воображения, о значимости творческой работы в развитии и созревании ребенка. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты , дает возможность ребенку естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности. Театрализованная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной игры речевого развития (совершенствование диалога, монолога, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Экологический театр – это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия Экологический театр – один из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышлением, фантазии, инициативности. Дошкольники проявляют чудеса творческой мысли при изготовлении персонажей знакомых сказок, произведений, используя природный материал, бросовый материал и т.д. Задача сказочных героев: вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, материалам, помочь формированию реалистических представлений о них. Экологические театральные постановки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Ребенок может вообразить себя любым персонажем: цветком, который страдает от того ,что его вовремя не полили, животным, насекомым у которого разрушили дом и т.д. Цель создания экологического театра: Формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности. Задачи : Создать условия для развития творческой активности , воображения, фантазии детей участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения, обучать элементам художественно-образных средств (интонация, мимика, пантомима) Обогащать экологические знания детей. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием. Воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости – восстанавливать. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства. Воспитывать гармонично развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. Большую роль при выборе театрализованного представления играют следующие факторы: доступность материала, то есть соответствие возрасту, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. В младшем дошкольном возрасте для развития творческой активности, формирования воображения, простейших артистических навыков перевоплощения актуально использовать упражнения психогимнастики, такие как «Цветок распускается» , «Травка растет» и т.д.; игры-превращения «Топни, хлопни , обернись», «Пойдем как…», «Кто как кричит»; творческие задания «Эмоции» и т.д. Постепенно от простейших упражнений возможен переход к более сложным творческим заданиям, а в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте и к серьезным экологическим постановкам. При постановке экологических спектаклей возможно использование всех видов театра: пальчиковый, театр ложек, настольный, театр кукол, масок и т.д. На следующих слайдах представлены возможные варианты постановки экологических сказок. В экологическом спектакле «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки, сюжет построен таким образом, что речка, печка, яблонька соглашаются помочь героям Машеньке и Иванушке и спрятать их выполнив задания, которые предотвращают экологическую катастроф у (гибель яблони, пожар, очищение речки от мусора). В процессе спектакля «На цветочной полянке» дети смогли представить себя в роли цветов, насекомых, животных и в стихотворной форме рассказать зрителям о жизни представителей экосистемы луг, поляна на лесной опушке. Зрителями были дети и родители группы. В подготовке атрибутов к спектаклям большую помощь оказывали родители, они изготавливали элементы костюмов, шапочек-масок, рисовали декорации к настольному театру. ( слайд 15.16) В постановке следующего спектакля участвовали дети и родители. Действия спектакля происходят на дедушкином огороде. При посадке овощей герои сказки обнаруживают в земле большое количество разного мусора, который может помешать дедушке вырастить урожай. В заключении хочется подчеркнуть, что экологический театр - важное направление в работе детского сада. В процессе участия в театральных постановках дети получают новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль (а еще лучше самим его придумать), требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других (слайд 18) Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.