Электронный портал "XXI Век"

Экологический театр - средство развития воображения. Автор статьи: Харитонова Светлана Михайловна

           Один из важных вопросов педагогики и психологии - это вопрос о творчестве детей, о развитии творческого воображения, о значимости творческой работы в развитии и созревании ребенка. В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра.  Опора на преимущественно игровые моменты ,  дает возможность ребенку естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.          Театрализованная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной игры речевого развития (совершенствование диалога, монолога, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка  Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность.                                                                                                                Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее.
Экологический театр – это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия
Экологический театр – один из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышлением, фантазии,  инициативности. Дошкольники проявляют чудеса творческой мысли при изготовлении персонажей знакомых сказок, произведений, используя природный материал, бросовый материал и т.д. Задача сказочных героев: вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, материалам, помочь формированию реалистических представлений о них.
Экологические театральные постановки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.                                                                                                                                                                                                                                     Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».          Ребенок может вообразить себя любым персонажем: цветком, который страдает от того ,что его вовремя не полили, животным, насекомым у которого разрушили дом   и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цель создания экологического театра: Формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.
Задачи :
Создать условия для развития творческой активности , воображения, фантазии детей участвующих в театральной деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения, обучать элементам художественно-образных средств (интонация, мимика, пантомима)
Обогащать экологические знания детей.
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Формировать опыт социальных навыков поведения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
Воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства.
Воспитывать гармонично развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. Большую роль при выборе театрализованного представления играют следующие факторы: доступность материала, то есть соответствие возрасту,  увлекательная форма повествования с элементами загадочности.
В младшем дошкольном возрасте для развития творческой активности, формирования воображения, простейших артистических навыков перевоплощения актуально использовать упражнения психогимнастики, такие как «Цветок распускается» , «Травка растет» и т.д.; игры-превращения «Топни, хлопни , обернись», «Пойдем как…», «Кто как кричит»; творческие задания «Эмоции» и т.д.
Постепенно от простейших упражнений возможен переход к более сложным творческим заданиям, а в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте и к серьезным экологическим постановкам.
При постановке  экологических спектаклей возможно использование всех видов театра: пальчиковый, театр ложек, настольный, театр кукол, масок и т.д.
На следующих слайдах  представлены возможные варианты постановки экологических сказок.
 В экологическом спектакле «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки, сюжет построен таким образом, что речка, печка, яблонька соглашаются помочь героям Машеньке и Иванушке и спрятать  их выполнив задания, которые предотвращают экологическую катастроф у (гибель яблони, пожар, очищение речки от мусора).
В процессе спектакля «На цветочной полянке» дети смогли представить себя в роли цветов, насекомых, животных и в стихотворной форме рассказать зрителям о жизни представителей экосистемы луг, поляна на лесной опушке. Зрителями были дети и родители группы.  В подготовке атрибутов к спектаклям большую помощь оказывали родители, они изготавливали элементы костюмов, шапочек-масок, рисовали декорации к настольному театру. 
( слайд 15.16) В постановке следующего спектакля участвовали  дети и родители. Действия спектакля происходят на дедушкином огороде. При посадке овощей герои сказки обнаруживают в земле большое количество разного мусора, который может помешать  дедушке вырастить урожай.                                                                 
В заключении хочется  подчеркнуть, что экологический театр - важное направление в работе детского сада. В процессе участия в театральных постановках дети получают  новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль (а еще лучше самим его придумать), требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других (слайд 18)
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Made on
Tilda