Проектная деятельность как средство развития детской инициативы. Автор: Данченко Надежда Александровна
Проектная деятельность как средство развития детской инициативы
Данченко Надежда Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №202 «Детский сад «Журавушка» города Барнаула Алтайского края, Россия
В статье рассматриваются вопросы развития детской инициативы в сотворчестве детей и взрослых, путем реализации проектной деятельности в старшей группе дошкольного учреждения.
Ключевые слова: детская инициатива, проектная деятельность, развитие инициативы, метод проектов, технология проектирования.
Project activity as a means of developing children's initiative
Danchenko Nadezhda Alexandrovna
Educator of the first qualification category of the municipal budgetary preschool educational institution No. 202 "Kindergarten" Zhuravushka "of the city of Barnaul, Altai Territory, Russia
The article deals with the development of children's initiative in the co-creation of children and adults, through the implementation of project activities in the senior group of a preschool institution.
Развитие детской инициативы – актуальная задача для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Важно ребенка в этот период поддерживать, в противном случае, считал Эрик Эриксон, если до 5 лет родители или воспитатели перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем человек теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, становится пассивным исполнителем [5].
Как подчеркивал Л. С. Выготский, личность развивается в деятельности. Но не всякая деятельность развивает [2]. Определяющее значение имеет то, как осуществляется деятельность, сохранена ли ребенком в деятельности позиция субъекта. Следовательно, поддержка и развитие инициативы – это предоставление ребенку возможности быть субъектом собственной деятельности.
Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, называется проектная деятельность. Отмечается, что использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить инициативу, самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно или при помощи взрослых, разными способами находить информацию об интересующем предмете и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проблема исследования заключается в определении условий, необходимых для организации проектной деятельности детей таким образом, чтобы осуществлялась поддержка и развитие детской инициативы.
Инициативность в педагогике рассматривается как проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребёнок.
Под проектной деятельностью понимается совместная, познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата спланированной деятельности.
Метод проектной деятельности в педагогике используют уже более ста лет. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект», а провозгласил как принцип обучения посредством делания. Его называли методом проблем.
Джон Дьюи строил обучение на активной основе, считаясь с личными интересами детей. Для этого создавалась проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить новые или уже полученные знания.
Д. Дьюи разработал и апробировал основы проектного обучения, тем самым внес огромный вклад в систему образования. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [3, с. 11].
Именно У. Килпатрик первым назвал новый метод методом проектов и определил его как «от души выполняемый замысел». Разумеется, что идея метода проектов претерпела эволюцию. Из идеи свободного воспитания она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но самое главное, что суть остается прежней – это стимулирование интереса детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, уметь искать нужную информацию и через проектную деятельность решать эти проблемы. Именно поиск решения проблемы создает условия для развития инициативы детей.
Николай Евгеньевич Веракса – доктор психологических наук, профессор, проводил исследования по развитию инициативы путем проектной деятельности с 2000 года. Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.
Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка [1]. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проекты в дошкольном образовании позволяют значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
В целях опытно-экспериментальной работы по исследованию развития детской инициативы путем проектной деятельности, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада № 202 "Журавушка" г. Барнаула, нами проведена следующая работа.
Изучили проблему исследования, проанализировали теоретические основы поддержки и развития детской инициативы в практике работы педагогов дошкольного учреждения. Провели анализ психолого-педагогической литературы, которая раскрывает сущность проектной деятельности и социальную значимость развития детской инициативы.
В ходе изучения проблемы исследования, использовались методы наблюдения, беседы, мотивации, игровые, экспериментирование, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность. Были использованы направления и способы поддержки детской инициативы в возможностях предоставления детям получить информацию из различных источников.
Для того чтобы развивалась детская инициатива, педагоги поддерживали стремление каждого ребенка к фантазированию, творческой активности, высказываниям собственного мнения, к экспериментированию. Складывалась необходимость в создании ситуации и преобразовании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Целью констатирующего этапа являлось: выявить исходный уровень развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Мы воспользовались методикой кандидатов психологических наук Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова. Авторы рассматривают развитие детской инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Именно их диагностику мы использовали для определения индивидуальной и групповой картины развития разных сфер инициативы у детей.
На констатирующем этапе провели мониторинг по развитию детской инициативы для экспериментальной и контрольной группы. Его результаты мы фиксировали в таблицах.
По результатам таблиц сделали вывод, что инициатива детей в экспериментальной группе и контрольной группе на низком и среднем уровне. Высокого уровня развития инициативы в обеих группах не наблюдалось.
Материалы констатирующего эксперимента свидетельствовали о недостаточном уровне сформированности у старших дошкольников умений самостоятельно генерировать свои идеи, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить недостающую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, умений коллективного планирования, планировать и анализировать деятельность, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Мы пересмотрели способ организации образовательного процесса. Для устранения возникших трудностей составили педагогические условия и методы работы.
Чтобы проанализировать, как действует метод проектной деятельности в развитии детской инициативы, мы обратились к трем типам проектов, которые рекомендует программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы [4].
На формирующем этапе основной целью являлась экспериментальная апробация педагогических условий для создания проектной деятельности и дальнейшего выявления инициативы детей.
Рассмотрим подробно работу над одним из проектов под названием "Во саду ли в огороде". Ситуация для создания проекта сложилась сама собой во время прогулки. Дети занимались трудовой деятельностью, очищали от старой листвы и веточек газон на участке. Степан З. спросил: «А, мы будем сажать огород?» на что последовал встречный вопрос: «А, вы бы хотели?» Тогда ребята дружно закричали, что очень хотят посадить огород. Завязалась беседа. Последовали вопросы: «Что можно посадить? Как это сделать? Как ухаживать? Что для этого нужно?», и в итоге сформулировали общие вопросы. В дальнейшем эти вопросы обсудили в группе. Для начала дети предложили купить ящики, землю, семена, лейки и лопатки. Посадить рассаду овощей и цветов на подоконнике, а когда потеплеет, то высадить все выращенные растения в открытый грунт на участке дошкольного учреждения.
Наблюдение за деятельностью детей помогло выявить сферы интересов каждого ребенка. Например, Валя Т. с родителями часто ездит на дачу. Любит помогать маме в работе на грядках. Мы подвели ее к вопросу о том, как можно вырастить тыкву. Она привлекла к постановке исследовательских задач своих родителей, а затем и сама сформулировала задачи для проекта. Где взять семена тыквы? Как прорастить? Как высадить? Как ухаживать? Как использовать выращенный овощ? Далее решаются все поставленные задачи. Важно, чтобы родители помогли ребенку составить рассказ о проделанной работе по каждому вопросу.
Степан З. самостоятельно поставил задачу по решению дальнейшей, сложившейся проблемной ситуации, когда пришло время высаживать растения. Он поставил вопрос: «Кто вскопает землю на участке?» и предложил попросить родителей помочь нам. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу и выполнили вспомогательную функцию, следуя его замыслу. Дети самостоятельно высадили рассаду под наблюдением взрослых.
У Богдана Ч. возник вопрос: «Как называется профессия людей, которые занимаются выращиванием овощей и цветов?» Тогда мы предложили ему выяснить это у родителей и рассказать нам. Богдан Ч. вместе с родителями нашел информацию, подготовил рассказ и с помощью презентации показал и рассказал нам, что овощи выращивают овощеводы и для этого необходима техника, оборудование и т.д.
Мирослава К. вызвалась найти информацию о цветоводах и так же рассказала, и показала нам с помощью презентации, все о работе цветоводов. Миша Ш. предложил измерять растения, чтобы видеть их рост. Для этого мы начертили дневник наблюдений.
В ходе реализации проекта дети становились более инициативными в коммуникативной деятельности, познавательной, трудовой. Самостоятельно решали, кто сегодня будет поливать, полоть, рыхлить, а кто завтра.
Конечным результатом проекта был сбор выращенного урожая. И здесь, вновь возникает проблемная ситуация, которую увидел Савелий С.
Он поставил для всех задачу: «Как использовать собранный урожай?» Алина Т. Предложила сделать салат или сварить суп и угостить всех.
Артем Ф. предложил овощами накормить животных. Снова создается проблема, а где мы найдем животных?
Федя С. сказал, что нужно съездить в зоопарк. Мы с детьми в ходе беседы решили, что поедем на Страусиное ранчо и проведем акцию: «Накорми животных».
Во время проектной деятельности дети не только вели дневник наблюдений, но и просили, чтобы мы фотографировали. В завершении проекта составлен фотоотчет, презентация. Этот проект был представлен на городской конкурс проектов «Исследую и практикую» в Барнауле. В номинации «Познавательно-исследовательская деятельность детей» вышел в финал, и получил диплом третьей степени. Можно посмотреть по ссылке. http://metod-obr.ru›images…obr…prikaz…itogi-iisleduju…
На контрольном этапе, наша исследовательская задача состояла в определении динамики развития инициативы детей. Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольников позволило детям использовать свои умения, навыки, знания в той или иной возникающей ситуации.
Мы сравнили результаты в процентном соотношении экспериментальной группы, где проводилась проектная деятельность и результаты контрольной группы, где проектная деятельность не применялась (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнение итоговых показателей развития инициативы
На констатирующем этапе
На контрольном этапе
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Низкий уровень
70%
80%
0%
28,6%
Средний уровень
30%
20%
0%
58,4%
Высокий уровень
0%
0%
100%
13%
Выявили положительную динамику в росте инициативности детей в экспериментальной группе, чем подтвердили эффективность нашей работы.
Дети в ходе проектной деятельности обогатили свои знания, научились ставить задачи в создавшейся ситуации и решать их, активировали свою инициативность. По использованию проектной деятельности для развития инициативы можем сделать выводы, что проектная деятельность способствует формированию у детей целостной картины мира, помогает расширять полученные знания и тем самым развивает творческую инициативу, коммуникативную и двигательную инициативу, познавательную, поисковую и даже креативную.
В проектную деятельность были вовлечены родители воспитанников, которые с удовольствием помогали детям.
В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию по развитию детской инициативы.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва, 1984. – Т. 4 : Детская психология. – С. 244–256. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v6tt_t4_1984/go,256;fs,0/ (дата обращения: 14.02.2023).
3. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности : учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 293 с.
4. От рождения до школы : инновационная программа дошкольного образования / под ред.: Н. Е. Вераксы [и др.]. – 6-е изд., доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2021. – 368 с.
5. Эриксон, Э. Детство и общество / Эрик Эриксон. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 447 с.