Электронный портал "XXI Век"

Традиционная культура как фактор воспитания и развития подрастающего поколения. Автор: Лапшина Ирина Анатольевна

МБОУ «Николаевская ООШ имени С.А.Кузнецова»


Мензелинского муниципального района


Республики Татарстан





Традиционная культура


как фактор воспитания и


развития подрастающего поколения


Лапшина Ирина Анатольевна


учитель начальных классов


МБОУ «Николаевская ООШ


имени С.А.Кузнецова»


с.Николаевка


Особое место в современном образовательном процессе отводится сохраняющимся и передающимся по наследству из поколения в поколение народным нравственным традициям, обычаям, идеям и опыту.

Традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формирование гражданско- патриотического сознания, уважения ее культурного и исторического наследия , подрастающих поколений.

Традиционная народная культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом

Значимость традиционной народной культуры отмечалась исстари, во все времена. Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания образования, которые соответствуют социально экономическим условиям развития общества.

Эстетическое воспитание нашего края осуществляется через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремёсла, постоянное общение с природой развивают художественный вкус людей, обеспечивают связь нравственного с прекрасным.

Какое поколение живёт в 21 веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

Обращение к глубинным корням национальной культуры – наш этический долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранять бесценное наследие прошлого, чтобы можно было его изучать и творчески развивать.

Педагогами МБОУ «Николаевская основная общеобразовательная школа» накоплен богатый опыт воспитания достойных, добропорядочных людей. Самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса идея воспитания учащихся на традициях и обычаях национальной культуры, на истории земли русской, судьбах наших земляков, прошлом и будущем нашей Родины.

Село Николаевка, наша Малая родина – кладезь русского фольклора, где сохранились традиции, обычаи и обряды, позволяющие воспитывать и развивать подрастающее поколение, способное сохранять и приумножать этнокультурный опыт своих предков.

Учителя школы на уроках и во внеурочной деятельности знакомят учащихся с фольклорными традициями и обрядами русского народа, а также вовлекают детей и их родителей в организацию праздников и мероприятий.

Большая роль в нашей школе отводится песенному жанру потому, что наше село Николаевка с высокой певческой культурой. Всё творческое богатство передаётся участниками фольклорного коллектива и нашим детям

На базе нашей школы создан фольклорный ансамбль «Николушка», который принимает активное участие во всех мероприятиях и конкурсах. ( Приложение 1)

Республиканский фестиваль – конкурс детского народного творчества «Без бергэ»

Всероссийский конкурс хоровых и вокальных песен

Зональный фестиваль народов Татарстана и т.д.

В репертуаре фольклорного ансамбля «Николушка» лирические, плясовые, обрядовые песни. Ведь через обряды, сопровождаемые песнями, отображается стремление осмыслить окружающий мир, объяснить связь человека с ним. Это является одним из факторов воспитания доброты, чуткости, умения видеть прекрасное.

В нашем селе традиции национальной одежды, вышивки бережно сохраняются и развиваются. Ещё в начальной школе на уроках технологии учащиеся начинают постигать секреты мастерства. В средних классах изучают русский костюм. Оттачивают своё мастерство на занятиях школьных кружков. Все фольклорные мероприятия и встречи гостей проходят в национальной одежде. Русская вышивка в нашем селе передаётся из поколения в поколение. ( Приложение 2)

Устное народное творчество села богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому привлекает внимание учащихся.

Они занимаются исследовательской работой по этнокультурному направлению, по сохранению и бережное отношение к традициям своего народа, с которыми не раз выступали на республиканских, зональных, районных конференциях. Так и передаётся красота – из рук в руки, так хранится народное богатство, в этом сила русской земли, кладезь народной мудрости, забывая о которых, мы разрываем связь времён и поколений.

В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм воспитания подрастающего поколения в традициях культуры родного края. В процессе своей работы я стараюсь придавать большое значение изучению истории, культуры, быта родного края - всех сторон деятельности человека. Общепризнанно: традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Для меня стало традицией на основе краеведческого материала проводить уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки с использованием компьютерных технологий, уроки с использованием проектной методики, что способствует формированию у учащихся более глубокого представления о родном крае, воспитанию патриотических чувств, а также развитию навыков говорения.

Приведу следующие примеры: ( Приложение 3)

- урок-экскурсия в краеведческие музеи г. Мензелинска;

- составление презентаций по теме: «История села Николаевки»;

- создание буклета «Фольклор- села Николаевки…»;

- оформление книжки - раскладушки «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны», «Дети- войны» ;

- урок-путешествие «Мое родное село» с использованием презентаций.

Все это развивает чувства любви и уважения к родному учебному заведению, к тем, кто работает в нем; заставляет задуматься о героическом прошлом страны, о мужестве наших дедов, о тех, кто погиб за наше будущее, чтить их память; развивает чувства гордости за наших спортсменов-земляков; расширяет познания по истории родных населенных пунктов, заставляет гордиться достопримечательностями и земляками, тружениками земли родной,позволяет узнать много нового и интересного о своих родственниках.

Ведь от того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

На выше , можно , что традиционная народная культура в воспитании огромна. традиционные , к которым подрастающее , рассказывают о наших , об их нравах и , не дают забыть историю. задача гражданско- воспитания во реализуется любовь к традиционному . Значение традиций для воспитания поколения

Список литературы:

1. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. /Иностранные языки в школе. – 2004. №6.

2. А.Е. Теория Льва Гумилева ( системного ). - М.: Готика, - 128 с.

3. Профессиональная и народная культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.culturology-blog.ru/professionalnaya-i-narodnaya-kultura/
Made on
Tilda