Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, как средство повышения функциональной грамотности. Автор: Заморщикова Варвара Васильевна, учитель
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, как средство повышения функциональной грамотности Заморщикова Варвара Васильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №31 г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Проектную деятельность можно отнести к одному из самых эффективных методов развития функциональной грамотности. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей , совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. С целью качественной организации проектно - исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, я решила внести в систему урочной и внеурочной деятельности занятия по развитию исследовательских компетентностей учащихся. С 1 класса я веду работу по следующим направлениям: - Обучение детей начальным навыком исследования на уроках. - Организация работы кружка по проектно - исследовательскому направлению. - Организация работы над проектами. - Индивидуальная и групповая работа с детьми. Особенностью проектно - исследовательской работы в начальной школе является обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. С 1 класса даю учащимся на уроках, во внеурочных занятиях работу над групповыми и индивидуальными проектами. Работая над простыми проектами, первоклассники обучаются делать простые операции. Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями. Первые проектные работы простые: «Осенний букет», «На что похожа буква», «Лекарственная азбука», «Волшебные числа»». «Моя первая книжка – малышка» и т.д. Хочу вас познакомить с нашими проектами. Одним из первых исследовательских проектов была работа над проектом «Сказки из фетра», которая была начата в 1 классе. Перед вами паспорт данного проекта.
1 Название проекта: Сказка из фетра 2 Актуальность проекта: Фетр доступный природный материал, безвредный и безопасный, поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Опрос, проведенный среди детей, показал, что они не знают этот материал и не умеют работать с ним. Изготовление изделий из фетра очень полезно для развития мелкой моторики руки, воображения, фантазии. Для учащихся начальных классов очень важно научиться работать с разными материалами, так как любое творчество успокаивает ребенка, повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. С фетром очень легко работать: его удобно вырезать, он не осыпается по краям, у него большая палитра цветов. Из фетра можно изготовить игрушки, сказочных героев, которые можно использовать для инсценировки. Поэтому для учащихся младшего школьного возраста из тканевых материалов фетр – самый подходящий для творчества материал. 3 Сроки и этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Заключительный этап. 4 Цель проекта: Освоить технологию изготовления изделий из фетра и изготовить изделия. 5 Задачи проекта: Изучить литературу о фетре и его разновидности. Познакомиться с технологией изготовления изделий из фетра. Научить одноклассников технологии изготовления изделий из фетра. Изготовить изделия из фетра (сказочных персонажей, развивающих игрушек). Участие в конкурсах творческих работ. Участие в НПК по проекту. Подготовка инсценировок с использованием изделий из фетра – сказочных персонажей. 6 Проблемы проекта. - Учащиеся не знакомы с таким материалом для творчества, как фетр. -Слабое развитие моторики руки у большого количества учащихся. 7 Ресурсное обеспечение реализации проекта: Информационные, наглядные, практические
8 Ожидаемые результаты. Расширение знаний обучающихся о фетре. Освоение технологии изготовления изделий из фетра. Изготовление изделий из фетра (сказочных персонажей, развивающих игрушек) 9 Механизмы реализации проекта: Изучение литературы о фетре. Знакомство с учащихся с фетром. Составление плана работы. Разработка идей, вариантов. Выбор ниток и фетра. Обучение детей с технологической последовательностью изготовления изделия. Изготовление шаблонов планируемых изделий. Самостоятельная работа учащихся по созданию авторских работ из фетра. 10 Формы работы. Проведение бесед. Творческие мастерские. Участие в конкурсах. Организация выставок. Участие в НПК по проекту. 11 Организационные формы реализации проекта(этапы): 1. Подготовительный этап: - Опрос учащихся. - Обоснование возникшей проблемы. - Составление плана работы по проекту. - Работа с литературой. 2. Основной этап: - Разработка идей, вариантов. - Выбор изделий. - Выбор ниток и фетра. - Подготовка инструментов. - Инструктаж по ТБ. - Подготовка шаблонов. - Создание отдельных авторских изделий. - Создание общей работы по изготовлению сказочных персонажей. - Представление проекта: выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями. - Участие в НПК по проекту. - Постановка инсценировок с использованием изделий из фетра – сказочных персонажей. 3. Заключительный этап: - Систематизация и обобщение материалов проекта. - Рефлексия. Выступление учащихся о своих изделиях. - Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач - Организация выставок. - Подарить сказочные персонажи детям младшей группы детского сада «Кэнчээри»
Результат. Проект «Сказки из фетра» был реализован успешно. Дети освоили технологию изготовления изделий из фетра. Детьми были сделаны различные изделия из фетра (сказочных персонажи из сказок «Теремок», развивающие игрушки, книжки из фетра «Наша республика», «Веселые буквы», «На что похожа цифра». Сделали совместный проект «Игра - путешествие по улусам Республики Саха (Якутия)». Также с помощью родителей были изготовлены костюмы из фетра. С данными проектными работами учащиеся участвовали в конференциях, конкурсах на различном уровне и занимали призовые места. Часто проектно - исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, далее развиваем начатые темы во время кружковых занятий. Например, моим классом была проведена проектно - исследовательская работа по теме «Авторская мультимедийная книга «Моя семья – частичка Победы»». Работа над данным проектом велась со 2 по 4 класс – 3 года. Идея проекта возникла, когда мы с классом начали с помощью родителей собирать данные о родственниках - участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. Активность учащихся возросла при сборе материала, участии в смотрах песни и строя, подготовке творческих работ, при разучивании песен, посвященных ВОВ. Актуальность проекта. Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, о людях того поколения, о страницах исторических событий нашей страны, без которых нет настоящего и будущего. Решаемая проблема: Сохранение исторической памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны, формирование интереса к своим корням и сохранение реликвий прошлого с использованием современных информационных технологий. Реализация направления по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Цель проекта: - Создание условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. - Создание презентаций, сочинений, авторских стихотворений, творческих работ, посвящённых ветеранам и участникам Великой Отечественной войны –прадедушкам, прабабушкам и родственникам учащихся. - Вовлечение родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность. Задачи: Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Сбор материала о жизни родственников в годы войны с помощью родителей. Создание авторских работ, посвященных Великой Отечественной войне и ко дню Победы. Создание мультимедийной книги «Моя семья – частичка Победы» о жизни родственников в годы войны. Подготовить выступления на классных часах, посвященных ко дню Победы "Мы помним, гордимся, благодарим". Знакомство с песнями и произведениями писателей о ВОВ. Ожидаемые результаты: Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне. Сохранение памяти о родных, участниках Великой Отечественной войны, о суровых годах жизни своих предков. Создание условий для формирования устойчивых представлений о вкладе прадедов и других родственников в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны Главный результат: Создание страниц памяти в свои семейные архивы, из которых дети составят мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы». Методы работы над проектом: Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, чтение литературы). Подготовка и проведение классных мероприятий. Систематизация и обобщение материалов проекта. Этапы работы над проектом. I этап. Целеполагание. Согласно плану воспитательной работы, с 1 класса проводится много мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся: классные часы, беседы, поисковая работа, шефство над ветераном, участие в конкурсах патриотической песни, смотрах песни и строя. Во втором классе весь коллектив класса принял участие в Республиканском конкурсе патриотической песни «Главная песня о Родине и стали лауреатами 2 степени. Разучили песни – гимн Республики Саха (Якутия) и песни «Тыыннаахтар умнубат сыллара», «Мы не хотим войны». Много внимания было уделено разучиванию слов: хотелось добиться, чтобы дети прониклись словами песен, поняли смысл каждой строчки. Были проведены классные часы о родственниках - участниках ВОВ, что явилось началом исследовательской деятельности, ведь почти в каждой семье были участники Великой Отечественной войны. Определили актуальную и посильную задачу: собрать материал о защитниках Родины в своей семье и подготовить сообщение перед одноклассниками. 2. Основной этап. Работа, организованная в классе: Знакомство с детской литературой о ВОВ. Проведение бесед, классных часов о Великой Отечественной войне. Шефство над ветераном тыла Саввиновой Акулиной Спиридоновной. Оформление общей презентации учащихся 2 а класса «Наши прадедушки и прабабушки воевали за Родину - за наше светлое будущее». В летние каникулы – каждому ученику провести поисковую работу: собрать материал о своих прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. В течение текущего учебного года по результатам поисково – исследовательской работы подготовить презентации, сочинения о участниках Великой Отечественной войны. Разучивание песен, посвящённых Великой Отечественной войне. Участие в конкурсе сочинений и стихотворений собственного сочинения «Мы помним ваш подвиг, ветераны!». Участие в конкурсе рисунков, открыток «День Победы». Подготовка литературно – музыкальной композиции «Суох буоллун сэрии!» («Пусть не будет войны никогда!») к Республиканскому конкурсу «Радуга земли Олонхо». Оформление стенда «Наши ветераны». этап. Сбор материала. Сбор материала о прадедах – участниках ВОВ занял достаточно много времени. Многие ребята обратились к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам, искали информацию в архивных материалах. Также достаточно времени заняло у ребят и родителей оформление своего слайда в общей презентации «Наши прадедушки и прабабушки воевали за Родину - за наше светлое будущее». Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Наконец, общая презентация учащихся класса была готова. В течение обучения во 2 классе часто возвращались к презентации о прадедушках и прабабушках. Эта презентация стала постоянным оформлением к песне «Тыыннаахтар умнубат сыллара». Ко дню Победы был проведен классный час "Мы помним, гордимся, благодарим" , на котором некоторые учащиеся выступили перед одноклассниками, рассказывая о своих прадедах – участниках ВОВ и ветеранах тыла. В 3 классе учителем было предложено продолжить исследование и узнать, какие вещи, документы сохранила семья о родственниках - участниках ВОВ, написать сочинение, творческие работы о своих прадедах и прабабушках. Решение проблемы, а как сохранить надолго в памяти людей сведения, которые учащиеся узнали во время исследовательской работы? (Рассматриваются варианты: оформить стенгазету, журнал…) Итогом коллективного обсуждения явилось предложение ко дню Победы сделать презентации, написать сочинения, нарисовать плакаты, сделать открытки. Учителем было предложено собрать материал в виде общей мультимедийной книги, куда войдут все работы учащихся – результат поисково – исследовательской работы. 4. Заключительный этап По итогам работы провели классный час, на котором подвели итоги работы над проектом, изучили результат работы – мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы». Каждый учащийся представлял свою работу. Практическое применение, полезность выполненной работы Созданную мультимедийную книгу «Моя семья – частичка Победы»можно использовать на уроках чтения, во внеклассных мероприятиях, на классных часах и родительских собраниях. Работа имеет воспитательное значение и для детей, и для их семей, формирует патриотические чувства, чувство гордости подвигом людей, подаривших Родине МИР. Совместная поисково – исследовательская работа заставила многих (и взрослых, и детей) задуматься: «А что я знаю о войне?». Возможно, каждому захочется узнать о защитниках Родины в его семье. можно использовать в музейной работе, Работа учащихся и родителей показывает, что они и их дети будут помнить о подвиге родственников – участников Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. Имя прадедов и прабабушек увековечено с помощью современных технологий. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой. В ходе работы над данным проектом школьники достигли следующих результатов: - сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны и добывал Победу в тылу; - появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне; - возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда; - приобрели навыки поисково-исследовательской работы; - получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта. Кроме групповых проектов, в которые были вовлечены все учащиеся класса, проводится системная работа и над индивидуальными проектами, такими, как “Изучение и изготовление якутских оберегов”, “Изучение способов постройки жилища и хозяйственных построек наших предков”, «Изготовление изделий из глины”, “Удивительный мир аппликации”, “Саха суруйааччыларын айымньыларынан лэпбук”,”Саха өс хоһоонноро”, ”Мой первый гербарий”, “Интерактивная экскурсия “Животные Якутии” и т.д. Работа над проектами велась на уроках, во внеурочных занятиях, на занятиях кружка. Надо отметить, что работа над проектами позволяет: А) детям: - получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса; - попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; - приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля; Б) учителю: - использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение; - органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей; - вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе. Таким образом, проектно - исследовательская деятельность дает возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения учащихся по предметам разного цикла, развивая у них комплекс навыков функциональной грамотности. В результате использования в урочной и внеурочной деятельности данного метода осуществляются межпредметные связи. В заключение с уверенностью могу отметить, что в процессе исследовательско - проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность. Учащиеся с интересом выполняют различные проекты, успешно участвуют в конкурсах, конференциях, выставках на городском. республиканском, всероссийском уровнях и занимают призовые места.
Список литературы 1. Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста // Педагогический поиск. -2020. - № 3. - С. 13-16. 2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125. 3. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством проектной деятельности в начальной школе / М. А. Ушакова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 1 (9). - С. 56-59.