«Проектная деятельность учащихся начальной школы»
Методическая разработка организации
учебного проекта в 3 классе
по теме «Российский космос: вчера, сегодня, завтра»
Работу выполнила –
Учитель начальных классов
Орешина Елена Владимировна
МОУ СОШ № 33
«Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди»
Ю.А.Гагарин
«Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.»
Сергей Павлович Королёв
Обоснование выбора темы. Цель.
Социальная значимость
Освоение космоса — исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.
Свой взор на космос человечество обратило ещё в глубокой древности. С этого времени прошло немало лет. И сейчас представить современный мир без освоения космоса невозможно.
Были созданы долговременные космические станции, на которых люди могут находиться год и больше. На них ведётся научная и производственная деятельность.
В космосе производят сверхчистые металлы, лекарства, композитные материалы. На Земле для создания космических аппаратов работает космическая промышленность. Разработкой средств освоения космоса занимаются научно-исследовательские институты. В специальных центрах подготовки обучаются космонавты.
К настоящему времени научные зонды посетили все планеты Солнечной системы, а некоторые вышли и за её пределы. Искусственные спутники нашли широкое применение как спутники навигации, телекоммуникации. Они же помогают людям делать более точные и долгосрочные прогнозы погоды.
Космическое освоение широко представлено в культуре: книгах, фильмах, музыке, компьютерных играх. Оно заставляет людей мечтать о покорении космического пространства, о полётах к далёким звёздам, встречах с инопланетянами.
Но еще больше открытий и чудес ждет человечество впереди, и каждый человек при желании может внести важный вклад в освоение космических просторов.
Целью проектной деятельности стало создание альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
В нём должны быть указаны основные вехи в развитии космоса, люди, чьи жизни были посвящены этой теме и наши представления о вкладе современных детей в прогресс этого направления.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Деятельность Материал Деятельность Материал
I. Подготовительный этап
1. Выявление проблемы: дети не знают ничего о развитии космической тематики, о значении космических исследований в развитии современного мира. В холле школы находятся стенды с рисунками детей о космосе к Дню космонавтики.
2.Формулирование цели
Цель: создать альбом (презентацию) о космических исследованиях, о развитии космодромов России.
Задачи:
- привлечь к участию в проекте учащихся 3 класса;
- найти информационные текстовые и фотоматериалы по теме;
- использовать участие в проекте для развития навыков исследовательской деятельности. 1.Использовать официальные источники.
2. Продумать проблемную ситуацию привлечения учащихся к участию в проекте.
Прогнозирование продукта проекта. Обсуждение критериев оценки продукта и
участия в проектной деятельности. Создать альбом, содержащий информацию о космосе, его исследованиях, о российских космодромах.
Во время беседы в преддверии праздника Дня космонавтики с учащимися 3 класса попросить помощи в сборе материала.
Привлечь новую информацию, путем интервьюирования знакомых и родных. Каждый может найти сведения у своих родственниках и знакомых, которые интересовались этой темой или изучали её в учебных заведениях. 1. Осознание необходимости участия в проекте.
2. Формулирование цели.
3. Прогнозирование продукта проекта.
4. Определение критериев оценки продукта (проекта) и проектной деятельности.
Формирование групп. Обсуждение, как распределить задания для поиска. В материалах Интернета, печатных изданий указана основная информация по интересующей теме.. Участвуют в распределении обязанностей и объединяются в группы. Информационные материалы о космосе, фотоальбомы, интервью с военнослужащими с космодрома «Плесецк» и «Байконур», с участниками строительства космодрома «Восточный».
Составление графика проекта. Фиксирует время в виде графика по этапам выполнения каждой группой и сроки отчета. Высказывается о конечных сроках выполнения проекта и необходимости иметь резерв времени для экспертизы материалов. Участвуют в обсуждении задач группы и каждого участника с установлением точных сроков выполнения. Учитывают в планировании сроки
и реальные возможности участников проекта.
II. Технологический этап Поисково-исследовательский
1. Определяет авторитетные источники для поиска информации по теме
2. Определяет источники краеведческого
характера для уточнения и поиска информации
3. Выстраивает алгоритм работы
4. Прогнозирует возможные трудности у
учащихся при работе с источниками
5. Обсуждает вариант формы предоставления материалов по проекту,
обращает внимание на важность точного сообщения на источник материалов для возможности его проверки при экспертизе.
6. Организует обсуждение критериев оценивания участия в проекте. 1. Альбомы «Космодром Байконур», «Космодром Плесецк», «Пилотируемая космонавтика»
2. Фотоальбомы.
3. Автобиографические записи участников.
4. Литература:
Книги о пуске СССР-США «Союз-Аполлон»
Главные конструкторы
И т.п. 1. Знакомство с источниками начинают с архивных материалов.
2. Выявляют возникающие трудности.
3. Определяются с вариантами поиска:
- ищут сведения в исторической литературе, энциклопедиях;
- ищут сведения в сети Интернет.
4. Обсуждают с руководителем проекта форму отчёта проектной деятельности и вырабатывают единые требования к оформлению работы. Составляют вопросы для интервью.
Определяют критерии оценки участия каждого в проектной деятельности.
Используют автобиографические материалы родителей, фотоальбомы.
III. Практический этап
1. Советует при определении варианта поиска информации через эл. почту и дни консультаций.
2. Ведёт поиск материалов в семейных архивах, библиотеках, сети Интернет.
Материалы личного архива военнослужащих космодрома «Байконур», «Плесецк» (не систематизированы). 1. Помогают систематизировать найденные данные.
2. Изучают биографии ученых, космонавтов.
3. Представляют выявленную информацию согласно выработанному графику.
4. Составляют космический словарь (незапланированная работа, определившаяся в ходе проектной деятельности) Используют для работы, рекомендованные архивные материалы и сайты.
Оформляют материалы в соответствии с выработанными требованиями в форме отчетов.
Включают в отчет фотографии из личных архивов.
Создали альбом «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
IV. Аналитико-корректировочный этап
1. Организует обсуждение собранных материалов.
2. Участвует в обсуждении оформления.
3. Организует обсуждение представления
собранного материала.
4.Предлагает тему для исследовательской
работы на основе собранных материалов. Рекомендации в выполнении отчетов участников проекта о российском космосе. 1. Участвуют во взаимопроверке собранных материалов, сравнивают с образцом на предмет соблюдения единых требований к оформлению.
2. Анализируют трудности при работе над проектом и дают советы в доработке материалов.
3. Участвуют в обсуждении по оформлению и возможностях представления продукта. Анализируют сделанное, с точки зрения критериев, которые разработали еще на подготовительном этапе,
Оценивают альбом и свои действия.
Материал после доработки учащихся дополняется фотоматериалами и информацией, взятой из интервью с участниками.
V. Итоговый этап
1. ОРГАНИЗУЕТ представление собранного материала для
использования в подготовке проведения фестиваля проектов по истории школы.
2. ОРГАНИЗУЕТ оценивание учащимися собственной проектной деятельности.
3. Рефлексия собственного участия в организации и выполнения проекта.
На презентации альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра» кратко характеризует участие учащихся в проекте и благодарит за участие в социально-значимом проекте.
Экземпляр альбома вручен директору для дальнейшего хранения в музее школы.
1. Договариваются о порядке выступления.
2. Рефлексия участия в презентации проекта. Самооценивание. Выступают с сообщениями на Дне космонавтики в школе. Презентация «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
Исследовательские отчеты:
- «Автобиография»,
- «История фотографий»,
- «Мы берем интервью».
Заключение
О содержании проекта.
Когда ребята приступили к поиску информации, то обнаружили, что есть много архивных записей и фотографий, собранных в собственных семьях (художественная и историческая литература, дневниковые записи, фотоматериалы). Уточнить личные данные помогли автобиографии ученых и космонавтов, найденные в исторических документах.
Благодаря бережному отношению к материалам, они сохранились и помогли в выполнении проекта.
Работа, проделанная учащимися позволила им соприкоснуться с прошлым и настоящим российской космонавтики: фотографиями, автобиографиями, личными документами, благодарственными письмами.
О проектной деятельности.
Наш проект осуществлялся в течение двух месяцев силами третьеклассников. Дети получили для себя опыт участия в социально-значимом проекте, исследовательской деятельности, межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, навыки оформления результатов работы.
Учащиеся освоили этапы деятельности, научились самостоятельно вырабатывать критерии оценки продукта. В данном случае критерии оценки своего альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра» дети вывели сами:
- достоверность источников, с которыми работали, в том числе с сайтов,
- наличие дополнительной информации,
- единые требования к оформлению альбома и презентации,
- грамотность оформления задания, в том числе соблюдение требований
цитирования.
Так же дети сделали вывод о том, что в подготовке любого проекта огромное значение имеет подготовительный этап, планирование работы. В этом проекте было выявлено, что можно изначально определить несколько целей: не только альбом и презентацию, но и словарь космических терминов, а так же информационные мероприятия для 1-ых классов.
Литература:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность
2. Проект и проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] :
сборник научно-методических трудов / под ред. профессора
Е.С. Антоновой. – Электрон. текстовые дан.
Методическая разработка организации
учебного проекта в 3 классе
по теме «Российский космос: вчера, сегодня, завтра»
Работу выполнила –
Учитель начальных классов
Орешина Елена Владимировна
МОУ СОШ № 33
«Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди»
Ю.А.Гагарин
«Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.»
Сергей Павлович Королёв
Обоснование выбора темы. Цель.
Социальная значимость
Освоение космоса — исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.
Свой взор на космос человечество обратило ещё в глубокой древности. С этого времени прошло немало лет. И сейчас представить современный мир без освоения космоса невозможно.
Были созданы долговременные космические станции, на которых люди могут находиться год и больше. На них ведётся научная и производственная деятельность.
В космосе производят сверхчистые металлы, лекарства, композитные материалы. На Земле для создания космических аппаратов работает космическая промышленность. Разработкой средств освоения космоса занимаются научно-исследовательские институты. В специальных центрах подготовки обучаются космонавты.
К настоящему времени научные зонды посетили все планеты Солнечной системы, а некоторые вышли и за её пределы. Искусственные спутники нашли широкое применение как спутники навигации, телекоммуникации. Они же помогают людям делать более точные и долгосрочные прогнозы погоды.
Космическое освоение широко представлено в культуре: книгах, фильмах, музыке, компьютерных играх. Оно заставляет людей мечтать о покорении космического пространства, о полётах к далёким звёздам, встречах с инопланетянами.
Но еще больше открытий и чудес ждет человечество впереди, и каждый человек при желании может внести важный вклад в освоение космических просторов.
Целью проектной деятельности стало создание альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
В нём должны быть указаны основные вехи в развитии космоса, люди, чьи жизни были посвящены этой теме и наши представления о вкладе современных детей в прогресс этого направления.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Деятельность Материал Деятельность Материал
I. Подготовительный этап
1. Выявление проблемы: дети не знают ничего о развитии космической тематики, о значении космических исследований в развитии современного мира. В холле школы находятся стенды с рисунками детей о космосе к Дню космонавтики.
2.Формулирование цели
Цель: создать альбом (презентацию) о космических исследованиях, о развитии космодромов России.
Задачи:
- привлечь к участию в проекте учащихся 3 класса;
- найти информационные текстовые и фотоматериалы по теме;
- использовать участие в проекте для развития навыков исследовательской деятельности. 1.Использовать официальные источники.
2. Продумать проблемную ситуацию привлечения учащихся к участию в проекте.
Прогнозирование продукта проекта. Обсуждение критериев оценки продукта и
участия в проектной деятельности. Создать альбом, содержащий информацию о космосе, его исследованиях, о российских космодромах.
Во время беседы в преддверии праздника Дня космонавтики с учащимися 3 класса попросить помощи в сборе материала.
Привлечь новую информацию, путем интервьюирования знакомых и родных. Каждый может найти сведения у своих родственниках и знакомых, которые интересовались этой темой или изучали её в учебных заведениях. 1. Осознание необходимости участия в проекте.
2. Формулирование цели.
3. Прогнозирование продукта проекта.
4. Определение критериев оценки продукта (проекта) и проектной деятельности.
Формирование групп. Обсуждение, как распределить задания для поиска. В материалах Интернета, печатных изданий указана основная информация по интересующей теме.. Участвуют в распределении обязанностей и объединяются в группы. Информационные материалы о космосе, фотоальбомы, интервью с военнослужащими с космодрома «Плесецк» и «Байконур», с участниками строительства космодрома «Восточный».
Составление графика проекта. Фиксирует время в виде графика по этапам выполнения каждой группой и сроки отчета. Высказывается о конечных сроках выполнения проекта и необходимости иметь резерв времени для экспертизы материалов. Участвуют в обсуждении задач группы и каждого участника с установлением точных сроков выполнения. Учитывают в планировании сроки
и реальные возможности участников проекта.
II. Технологический этап Поисково-исследовательский
1. Определяет авторитетные источники для поиска информации по теме
2. Определяет источники краеведческого
характера для уточнения и поиска информации
3. Выстраивает алгоритм работы
4. Прогнозирует возможные трудности у
учащихся при работе с источниками
5. Обсуждает вариант формы предоставления материалов по проекту,
обращает внимание на важность точного сообщения на источник материалов для возможности его проверки при экспертизе.
6. Организует обсуждение критериев оценивания участия в проекте. 1. Альбомы «Космодром Байконур», «Космодром Плесецк», «Пилотируемая космонавтика»
2. Фотоальбомы.
3. Автобиографические записи участников.
4. Литература:
Книги о пуске СССР-США «Союз-Аполлон»
Главные конструкторы
И т.п. 1. Знакомство с источниками начинают с архивных материалов.
2. Выявляют возникающие трудности.
3. Определяются с вариантами поиска:
- ищут сведения в исторической литературе, энциклопедиях;
- ищут сведения в сети Интернет.
4. Обсуждают с руководителем проекта форму отчёта проектной деятельности и вырабатывают единые требования к оформлению работы. Составляют вопросы для интервью.
Определяют критерии оценки участия каждого в проектной деятельности.
Используют автобиографические материалы родителей, фотоальбомы.
III. Практический этап
1. Советует при определении варианта поиска информации через эл. почту и дни консультаций.
2. Ведёт поиск материалов в семейных архивах, библиотеках, сети Интернет.
Материалы личного архива военнослужащих космодрома «Байконур», «Плесецк» (не систематизированы). 1. Помогают систематизировать найденные данные.
2. Изучают биографии ученых, космонавтов.
3. Представляют выявленную информацию согласно выработанному графику.
4. Составляют космический словарь (незапланированная работа, определившаяся в ходе проектной деятельности) Используют для работы, рекомендованные архивные материалы и сайты.
Оформляют материалы в соответствии с выработанными требованиями в форме отчетов.
Включают в отчет фотографии из личных архивов.
Создали альбом «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
IV. Аналитико-корректировочный этап
1. Организует обсуждение собранных материалов.
2. Участвует в обсуждении оформления.
3. Организует обсуждение представления
собранного материала.
4.Предлагает тему для исследовательской
работы на основе собранных материалов. Рекомендации в выполнении отчетов участников проекта о российском космосе. 1. Участвуют во взаимопроверке собранных материалов, сравнивают с образцом на предмет соблюдения единых требований к оформлению.
2. Анализируют трудности при работе над проектом и дают советы в доработке материалов.
3. Участвуют в обсуждении по оформлению и возможностях представления продукта. Анализируют сделанное, с точки зрения критериев, которые разработали еще на подготовительном этапе,
Оценивают альбом и свои действия.
Материал после доработки учащихся дополняется фотоматериалами и информацией, взятой из интервью с участниками.
V. Итоговый этап
1. ОРГАНИЗУЕТ представление собранного материала для
использования в подготовке проведения фестиваля проектов по истории школы.
2. ОРГАНИЗУЕТ оценивание учащимися собственной проектной деятельности.
3. Рефлексия собственного участия в организации и выполнения проекта.
На презентации альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра» кратко характеризует участие учащихся в проекте и благодарит за участие в социально-значимом проекте.
Экземпляр альбома вручен директору для дальнейшего хранения в музее школы.
1. Договариваются о порядке выступления.
2. Рефлексия участия в презентации проекта. Самооценивание. Выступают с сообщениями на Дне космонавтики в школе. Презентация «Российский космос: вчера, сегодня, завтра».
Исследовательские отчеты:
- «Автобиография»,
- «История фотографий»,
- «Мы берем интервью».
Заключение
О содержании проекта.
Когда ребята приступили к поиску информации, то обнаружили, что есть много архивных записей и фотографий, собранных в собственных семьях (художественная и историческая литература, дневниковые записи, фотоматериалы). Уточнить личные данные помогли автобиографии ученых и космонавтов, найденные в исторических документах.
Благодаря бережному отношению к материалам, они сохранились и помогли в выполнении проекта.
Работа, проделанная учащимися позволила им соприкоснуться с прошлым и настоящим российской космонавтики: фотографиями, автобиографиями, личными документами, благодарственными письмами.
О проектной деятельности.
Наш проект осуществлялся в течение двух месяцев силами третьеклассников. Дети получили для себя опыт участия в социально-значимом проекте, исследовательской деятельности, межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, навыки оформления результатов работы.
Учащиеся освоили этапы деятельности, научились самостоятельно вырабатывать критерии оценки продукта. В данном случае критерии оценки своего альбома «Российский космос: вчера, сегодня, завтра» дети вывели сами:
- достоверность источников, с которыми работали, в том числе с сайтов,
- наличие дополнительной информации,
- единые требования к оформлению альбома и презентации,
- грамотность оформления задания, в том числе соблюдение требований
цитирования.
Так же дети сделали вывод о том, что в подготовке любого проекта огромное значение имеет подготовительный этап, планирование работы. В этом проекте было выявлено, что можно изначально определить несколько целей: не только альбом и презентацию, но и словарь космических терминов, а так же информационные мероприятия для 1-ых классов.
Литература:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность
2. Проект и проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] :
сборник научно-методических трудов / под ред. профессора
Е.С. Антоновой. – Электрон. текстовые дан.